9 советов начинающим руководителям
Первый раз становиться руководителем не только почетно, но и ответственно. Многие не понимают, как эффективно управлять подчиненными и что делать с новым статусом. Поделимся опытом экспертов компании «Смарт Консалтинг» и дадим советы начинающим руководителям в статье.
1. Ставьте четкие задачи
Ваши коллеги всегда должны знать что и в какие сроки им нужно сделать, а также в каком виде они должны будут отчитаться о проделанной работе. Системный подход облегчит жизнь и вам, и вашим подчиненным. Различаться может уровень свободы, который вы предоставляете сотруднику. Например, дизайнер работает с вами не первый год и понимает вас с полуслова. Ему можно дать ТЗ и доверить создание сайта от А до Я, лишь проверив финальный результат. Сотруднику, который пришел в компанию относительно недавно, стоит давать больше уточнений, делить задачи на более мелкие, а также чаще интересоваться, все ли у него получается.
2. Избегайте микроменеджмента
Тотальный контроль требует много времени и демотивирует сотрудников. Научитесь доверять подчиненным и не берите все в свои руки. Если вы будете контролировать каждый шаг коллег и за всеми переделывать, у вас не останется сил на собственные задачи. Если сотрудник не может справиться с поручением, постарайтесь помочь ему и подробно объяснить что от него требуется, а не делайте все за него.
3. Подбирайте сотрудников с подходящими софт скилами
Если у вас есть возможность самостоятельно подобрать сотрудника в отдел, смотрите не только на его профессиональные навыки, но и на характер. От того, поладите вы или нет, зависит продуктивность вашей совместной работы. Если в профессиональном плане человек всегда может вырасти, то его характер, скорее всего, не изменится. Сложности в общении на старте вряд ли приведут к плодотворной работе, поэтому лучше потратить чуть больше времени на подбор, но найти специалиста, с которым будет комфортно.
4. Соблюдайте баланс между другом и начальником
Не будьте тираном: штрафы, угрозы увольнения и приказной тон еще ни одну компанию не делали успешной. С таким подходом можно ожидать только одного — высокой текучки кадров. Помните, что вы уже лидер. Вы уже занимаете руководящую должность, поэтому нет смысла запугивать своих коллег и пытаться что-то им доказать. Направьте свои управленческие навыки на постановку правильных задач и организацию комфортного рабочего процесса.
При этом слишком лояльному руководителю также будет сложно привести команду к результату. Найдите золотую середину между дисциплиной и дружеским общением с коллегами. Демонстрируйте свой авторитет и соблюдайте субординацию, но придерживайтесь демократического способа управления. В таком случае коллеги будут уважать вас и идти за вами, при этом сохраняя хорошее отношение.
5. Прислушивайтесь к своей команде
Хороший руководитель должен быть отчасти психологом: находить подход к каждому сотруднику, замечать особенности темперамента и характера, выстраивать здоровую коммуникацию, а также следить за климатом в коллективе. Пресекайте то, что доставляет дискомфорт вашим сотрудникам и прислушивайтесь к их потребностям. Примите также, что все люди разные: с кем-то можно строить общение на подколах и черном юморе, а кто-то слишком чувствителен для этого. Проявляя интерес и эмпатию к тем, кто с вами работает, вы построите крепкую и эффективную команду.
6. Радуйтесь успехам подчиненных и поощряйте их
Все любят, когда их хвалят. Особенно заслуженно. Не игнорируйте успехи подчиненных, а старайтесь мотивировать их на новые. Если вы видите, что сотрудник перерос свою должность и у вас есть возможность его повысить, — сделайте это. Не ревнуйте к успеху других и не бойтесь, что вас подсидят. Прежде всего, вы действуете в интересах компании.
7. Соблюдайте личные границы сотрудников
Не тревожьте подчиненных в их личное время, если это не было оговорено заранее. Не поручайте то, что выходит за рамки обязанностей сотрудников. Уважайте их личное пространство и не злоупотребляйте властью. Это у вас стало больше обязанностей с повышением, а не у ваших коллег.
8. Защищайте своих людей, но не снимайте с них ответственность
Если у кого-то появились претензии к вашему сотруднику, при всех старайтесь отстаивать его интересы. Подчиненные будут понимать, что вам можно доверять. Затем обсудите ситуацию наедине, спокойно укажите сотруднику на его ошибки и подскажите, как их исправить. Так коллеги поймут, что вы за них, но не снимаете с них ответственность за недочеты в работе.
9. Не стесняйтесь учиться
Многие считают, что руководители уже все знают и им не нужно учиться. Это не так — особенно в случае с новоиспеченными начальниками. Не бойтесь узнавать новое: участвуйте в управленческих тренингах и семинарах, общайтесь с другими руководителями, читайте профильные статьи и посещайте конференции. Пока у вас не появится собственный опыт, лучше всего учиться на опыте других.
Самое важное при повышении — не дать власти вскружить себе голову и всегда оставаться человеком. Входите в положение при форс-мажорах, проявляйте эмпатию и разговаривайте со своими сотрудниками. Уделяйте внимание развитию каждого отдельного специалиста и формируйте эффективную команду. Научитесь признавать свои ошибки и мотивировать людей. Собирайте обратную связь и аргументируйте свои управленческие и стратегические решения. Будьте для подчиненных наставником и лидером, за которым они захотят пойти.
Мы поделились некоторыми советами для начинающих руководителей, которым стараемся следовать сами. Надеемся, что после прочтения статьи у вас в голове сложится картинка, как позиционировать себя на новой должности. Желаем успехов!